Ваш комфортный сон на природе обеспечивают две составляющие: спальный мешок и коврик, предохраняющий от холода снизу, от земли. Коврик - незаменимый элемент бивачного снаряжения, без него ночлег на природе превращается в серьезное испытание. Если пренебрегать ковриком, со временем могут развиться радикулит и прочие неприятные болезни.
Коврики можно разделить на два типа: надувные и изготовленные из вспененных полимеров. В первом случае теплоизоляцию обеспечивает слой воздуха, во втором - тоже воздух, но заключенный в полимерный материал в виде пузырьков. В некоторых моделях эти типы ковриков совмещены.
История
Лет 25-30 назад в качестве теплоизоляционных ковриков применялись обычные надувные матрацы, те, что продавались в магазинах и предназначались для пляжа. Интересно, что в 90-х годах эволюция сделала очередной виток своей спирали, и западные производители вернулись к идее надувного матраца на новом технологическом уровне. Это вполне объяснимо, поскольку воздух - непревзойденный теплоизолятор.
Матрацы были тяжелы и громоздки. Изготовленные из непрочной прорезиненной ткани, они часто протыкались, быстро изнашивались. Часто посреди ночи из них вылетали затычки, и спящий спускался с блаженных высот на холодную грешную землю.
С 70-х годов для теплоизоляции от земли туристы стали использовать вспененные полимеры, такие как пенополиэтилен и пенополиуретан. В народе распространилось словечко "пена", которое в туристском обиходе обозначет любой коврик. При производстве в расплавленный полимер вводят газообразователь или газ под давлением. При нагревании и снижении давления в массе полимера образуются пузырьки газа. После остывания вспененный материал становится твердым.
Вначале коврики делали из жестких пенопластовых брусков. Они продавались в спортивных магазинах в виде распорок для хранения беговых лыж. Бруски пилили надвое по толщине и вшивали в ткань, получая этакую циновку. К такому изделию не очень подходило слово "компактный", но вес и надежность имели гораздо лучшие показатели, чем у надувного матраца.
Долгое время самым доступным и популярным вариантом была так называемая "жесткая пена", которая применялась для наполнения борцовских матов. Маты производили на заводе спортивного оборудования "Динамо". В продаже "пена" отдельно практически не появлялась, туристы всеми правдами и неправдами добывали ее на производстве или на окрестных помойках. У жесткой пены было много плюсов: при толщине в 22 мм она обеспечивала очень хорошую теплоизоляцию, за счет своей жесткости лист такой пены использовали в рюкзаках в качестве внутреннего каркаса. Листом пены можно было копать сег на зимнем биваке, раздувать костер из углей, ставить в качестве ветрозащиты возле примуса и т.д. В 80-х годах сложилась даже очень популярная конструкция рюкзака, ориентированного на листы жесткой пены. Но были у нее и свои минусы: приходилось брать два листа ("классический размер", с оглядкой на рюкзак - 80х38 см), которые ночью норовили разъехаться под спиной, особенно зимой на снегу или полиэтиленовой пленке. Против этой неприятности боролись шнуровками, текстильной "липучкой", даже застежки-молнии приклеивали к листам пены!
В 90-х годах производство "жесткой пены" прекратилось. Но свято место пусто не бывает. Ижевский завод полимеров с 1985-го года начал производство физически сшитого пенополиэтилена и пеносэвилена под торговой маркой ИЗОЛОН. Именно из этого материала и изготавливаются самые популярные на сегодняшний день "ижевские" коврики.
Примерно тогда же к нам в страну начали проникать западные образцы. В обиходе появилось слово "каремат", под которым понимают длинный полимерный коврик, при переноске сворачивающийся в рулон. Этимология слова "каремат" совершенно загадочна. В английском языке такого слова нет; ни европейские, ни американские путешественники свои коврики так не называют. По одной из версий слово каремат происходит от care material (то есть "материал заботы"). Есть и иная версия: английская фирма Karrimor некогда производила туристский коврик под названием karrimat. В англоязычной альпинистской литературе вы найдете слово sleeping pad.
На Западе лет 15 назад начали распространяться самонадувающиеся коврики под торговой маркой Terma-Rest. Патент на них принадлежит американской фирме Cascade Designs. Они совмещают в себе тонкий слой "пены" и надувные секции.
Несколько особняком стоят коврики из тонкой металлизированной пленки. Они не заменяют полностью обычный коврик, и используются в экстремальных ситуациях. За счет очень маленького веса и габаритов такую пленку можно носить в кармане куртки или под каской.
Применяемые материалы
На практике чаще всего используют пенополиэтилен. Официальное название этой разновидности "пены" - "Листы пенополиэтиленовые марок ППЭ-Р и ППЭ-РЛ ТУ 6-55-26-89Е". Торговая марка - изолон.
Он представляет собой упругоэластичный материал на основе полиэтилена или его сополимера с винилацетатом, вспененный посредством химического разложения порофора - азодикарбонамида. Пенополиэтилен изготавливается плотностью от 33 кг/м3 до 200 кг/м3; имеет высокие теплоизоляционные свойства, коэффициент теплопроводности 0,034-0,037 Вт/(м.К), низкое водопоглощение (за 96 часов менее 1% объема). Пенополиэтилен легко режется, может перерабатываться горячим прессованием, термовакуумным формованием, склеиванием, сваркой, дублироваться с тканями, полимерными пленками, в том числе металлизированными. Пенополиэтилен может окрашиваться в различные цвета.
Пенополиэтилен является инертным, химически стойким материалом, токсикологически безвредным. Имеется гигиенический сертификат 18.УЦ.02.224.Т.0010.9.М.98, допускающий контакт с пищевыми продуктами и кожей человека. Температурный диапазон эксплуатации пенополиэтилена от -60 до +80 градусов С, при отсутствии механических нагрузок допускается до + 100 градусов.
При температуре до +140 градусов выделение токсических веществ из материала не происходит, при нагревании выше + 140 градусов возможно выделение летучих продуктов. Стандартные марки пенополиэтилена (без огнегасящих добавок) являются горючим материалом.
Для изготовления туристских ковриков используется также пенофол, представляющий собой многослойный материал, состоящий из вспененного полиэтилена и алюминиевой фольги. Эффект изоляции определяется как низкой теплопроводностью пенополиэтилена, так и высокими отражающими характеристиками фольги.
Коврики иностранного производства делают из сходных материалов, просто имеющих другие торговые марки.
Какой коврик выбрать?
В нашей стране традиционно популярны коврики из полимеров, в первую очередь - ижевские, а также аналогичные импортные. Проще всего купить в магазине коврики такого типа.
На что надо обратить внимание? Во-первых, на размеры. Ижевский "Ковер туристский" имеет габариты 1800х600х8мм. Этого вполне хватает, более того, если ночевать втроем в двухместной палатке, а тем более - вчетвером в трехместной, то можно брать на один коврик меньше, экономя вес и место в рюкзаках. Существуют и другие способы экономии: для маленьких одноместных палаток имеют смысл импортные коврики неправильной формы, сужающиеся к ногам. Многие укорачивают коврики, поскольку под голову все равно кладут вещи, да и под ноги можно что-то положить вместо пены (например, в горном походе - веревку). В результате получается коврик размерами примерно 1200х400 мм. Если такой экстрим кажется вам излишним, и основная сфера ваших путешествий - простые выезды на природу, то вам как нельзя лучше подойдет коврик обычных размеров.
Помимо рулонных ковриков, популярны также складные. Они состоят из отдельных кусков пены, зашитых в легкую ткань. Коврик складывается гармошкой. Такой вариант наиболее подходит для велопоходов, поскольку удачно помещается на велобагажнике, под рюкзаком. Обычный коврик в таком случае менее удобен, его приходится крепить сверху на рюкзаке. Основной минус складного коврика - в намокании ткани, приходится сушить перед сном.
Надувающиеся коврики типа Terma-Rest обеспечивают хорошую теплоизоляцию, но они более дороги (до 100 долларов), и требуют бережного обращения, поскольку надувные емкости можно случайно проткнуть, и уж точно не рекомендуется на таком коврике резать колбасу. На Terma-Rest не поставить горячий котелок, чтобы меньше остывал, и вообще хлопот больше. Вес также несколько больше, чем у полимерных аналогов. Так что из положительных качеств остаются только меньшие габариты при переноске и лучшая термоизоляция. На заграничных альпинистских сайтах такие коврики рекомендуют для зимних восхождений в сочетании с дополнительным, пусть более тонким, обычным ковриком. Таким "бутербродом" обеспечивается повышенный комфорт в самых экстремальных условиях.
Будьте острожны с металлизированными ковриками - некоторые производители столь свято уверовали в магические свойства фольги, что делают полимерный слой слишком тонким. Автор имел опыт использования такого типа сверх-тонкого и легкого коврика в зимнем путешествии в Заполярье. Получилось так, что из четверых участников похода у каждого был свой тип коврика. Утром после снятия палатки на снегу четко было видна степень термоизоляции каждого типа: на месте, где лежал человек на старой "жесткой" пене, снег был даже не спрессованным, нога проваливалась. Под ижевским ковриком и "термарестом" снег покрывался тонкой ледовой корочкй, что говорило о прохождении изрядной доли тепла. Но владельцы этих ковриков на холод все же не жаловались. Я же просыпался, погрузившись сквозь дно палатки на несколько сантиметров в протаявщую яму. На этом месте на снегу отпечатывался четкий силуэт, а уж о том, как я мерз, лучше вообще не вспоминать. Так что - не повторяйте ошибок, очень тонкие коврики расчитаны только на жаркое лето и нагретую землю!
Использование коврика
Первый вопрос, который обычно возникает, - это как переносить коврик. Как уже упоминалось выше, раньше листы "жесткой" пены носили вдоль спины рюкзака, специально для этого сконструированного. Складные коврики просто кладут внутрь рюкзака, мирясь с занимаемым местом. С появлением рулонных ковриков возникла новая технология: коврик сворачивается по диаметру рюкзака и укладывается внутрь, образуя трубу-каркас. Проверено, что при этом при использовании стандартного ижевского коврика теряется 11 литров полезного объема рюкзака. Есть еще минус: невозможно использовать по назначению "подвал" рюкзака (если он есть). Из-за прямоугольной, а не овальной, формы днища большинства рюкзаков теряется также некоторый объем в нижних углах рюкзака.
Другой способ переноски коврика - сбоку или сзади рюкзака. Полезный объем остается нетронутым, но зато коврик можно случайно потерять, или порвать ветками в лесу. От последнего, также как от снега и дождя, защищает специальный легкий чехол-тубус из прочной ткани, с ременными петлями для разных вариантов крепления к рюкзаку.
Зимой, особенно в случае многодневных лыжных путешествий, часто берут два коврика на одного, поскольку за 2-3 недели пена набирает понемногу влагу, которая замерзает внутри материала, и его теплоизоляционные качества ухудшаются. Два коврика, постеленные один на другой, частично решают эту проблему.
В горах иногда возникает необходимость в ночлеге на очень неровном месте, например на осыпи. Конечно, место под палатку предварительно выравнивают, насколько это возможно. Но все равно добиться идеально ровной площадки не удается. Тогда под коврик подкладывают вещи, а сама подстилка окончательно сглаживает поверхность.
Вернувшись из похода домой, коврик рекомендуется просушить в развернутом состоянии, не менее суток при комнатной температуре. После этого уже можно убрать до следующего выезда. Со временем любой коврик сминается, что снижает теплоизоляцию. Поэтому раз в несколько лет (в зависимости от интенсивности использования) коврик придется менять. Кроме того, пенополиэтилен постепенно испаряется, и за несколько лет даже не используемый коврик теряет часть своего объема.
Надеюсь, что мои советы помогут сделать ваш ночлег в походных условиях более комфортным. Плохой или недостаточный отдых - вовсе не то, к чему вы стремились, покидая дом!
|