Главная » 2010 » Ноябрь » 7 » Рюкзачные материалы
13:58
Рюкзачные материалы

ТКАНИ 

Сейчас для производства рюкзаков в основном используют следующие материалы: авизент (чаще артикулов 5020, 5011 и 5032) российского производства; кордура(Cordura) - разработка фирмы Dupont (США), обычно производства Южной Кореи; оксфорд (Oxford, Polyoxford и т.п.)- тоже обычно корейский; нейлон 600Д и полиэстер 600Д (Nylon 600D & Polyester 600D)- разный. Всё остальное, встречающееся на рынке- либо варианты тканей типа Oxford 420 & Nylon 600D, либо маркетинговые трюки, обычно связанные с правами (или их отсутствием) на названия. Есть ещё ткань Nylon Ballistic- это материал для кобур и оружейных чехлов, очень прочный, жёсткий и скользкий.

АВИЗЕНТ. Когда-то разрабатывалась для армии- для парашютных ранцев, чехлов на технику и т.п. Авизент- толстый капрон с очень плотным переплетением нитей. Авизент 5020 наиболее толстый и прочный, он подходит для самых крупных и нагружаемых изделий, авизенты 5011 и 5032 потоньше (сейчас 5011-го практически нет), годятся для изделий поменьше, для менее ответственных деталей.
Достоинства: великолепная прочность на разрыв, удовлетворительный вес, доступная цена, морозоустойчивость (чистый капрон начинает твердеть только при антарктических температурах).
Недостатки: пропускает воду, при крое края осыпаются, у образовавшейся в ткани дыры надо побыстрее оплавить края, иначе поползёт дальше. Да и внешний вид у изделий... В общем, терпимо, но для особо элегантных изделий либо для пижонов лучше поискать что-нибудь другое, например, кордуру.

КОРДУРА. Изначально ткань тоже предназначалась для армии. Кордура- это толстый нейлон со специальной структурой нити, с водоотталкивающей пропиткой и с полиуретановым покрытием. Обработка ткани проводится в несколько приёмов, поэтому покрытие получается весьма качественным и держится довольно долго. Кроме того, по слухам, в нить добавляется до 10% хлопка, в результате поверхность оказывается как бы мохнатой, с ворсом (говорят, от этого увеличивается стойкость к истиранию). Внешний вид у ткани, конечно, побогаче авизента.
Достоинства: прочная и красивая ткань, годится для любых изделий, хорошая устойчивость к истиранию, при крое не осыпается, дырки не ползут, обладает очень приличными водоотталкивающими свойствами.
Недостатки: дорогая и тяжёлая ткань (при равной прочности раза в полтора тяжелее авизента)

ОКСФОРД. Это тоже нейлон с полиуретановым покрытием, но, в отличие от кордуры, ткань значительно тоньше, гладкая и блестящая. Более известны ткани с индексами 210, 420 и 840. Оксфорд 210- скорее, тентовая ткань, но из него делают ещё всякие карманчики и перегородочки. 420-й используют обычно для мелких рюкзаков, особенно Oxford 420 Ripstop (ткань в характерную клеточку). Замечательно подходит для дна палаток, усиления углов тентов и карманов для дуг. 840-й очень похож на кордуру, отличить можно по сильному блеску и отсутствию "меха". Их часто путают, когда по незнанию, а иногда и намеренно.
Достоинства и недостатки: более дешёвая альтернатива кордуре.

НЕЙЛОН 600Д и ПОЛИЭСТЕР 600Д (существуют также 900Д, 1200Д, 2400Д, они толще). Это нейлоновая либо полиэфирная (лавсановая) ткань с поливинилхлоридным покрытием. Нить тканевой основы прядётся из коротких кусочков (так дешевле, но прочность, увы, страдает), сама основа очень слабая и рыхлая, как марля. Короче, это то, из чего делают так называемые "китайские" детские рюкзачки- те, что рассыпаются от одного строгого взгляда.
Недостатки: очень слабая ткань, обладает свойствами хорошей туалетной бумаги: рвётся аккурат по дырочкам шва. При попытке прострочить2-3 раза по одному месту прямо-таки режется швейной иглой, а посему практически неремонтопригодна. Водоотталкивающие свойства- только за счёт полимерного покрытия, который бывает обычно с изнанки, а сама основа легко намокает. "Дубеет" уже при небольшом морозе, при попытке согнуть изделие пластик покрывается белёсыми полосами- микротрещинами. Покрытие очень быстро начинает отслаиваться от основы. Стойкость к истиранию- никакая!
Достоинства: вроде бы, и нет никаких, но весь мир шьёт из этих тканей всё подряд. И вот почему: это очень дешёвый материал- в 4-6 раз дешевле кордуры (а если последняя со всем пакетом сертификатов от Dupont, то и в10-12 раз).

КАК ПОПЫТАТЬСЯ РАЗЛИЧИТЬ ЭТИ МАТЕРИАЛЫ

АВИЗЕНТ отличить просто. Он мягче всех остальных материалов, в изделиях заметно стягивание шва эластичной синтетической нитью, но главное- если посмотреть через ткань на яркую лампу, хорошо видно очень плотное переплетение сравнительно тонких нитей, причем чёрный авизент чаще всего оказывается на просвет бордово-коричневым.
ОКСФОРД- ткань гладкая и блестящая, достаточно мягкая, пропитка/покрытие тонкое, заметно тоньше самой ткани.
КОРДУРУ и 600Д различить несколько сложнее, нужны некоторые знания. У ткани типа "Нейлон 600Д" ПВХ-покрытие толстое, сопоставимое с самой основой, и при этом либо гладкое, либо имеет накатку- мелкое рифление, под которым совершенно незаметна структура ткани. У кордуры даже под весьма основательным покрытием хорошо просматривается структура переплетения нитей. Кордура имеет хорошую пропитку и поэтому не намокает: вода с неё или просто скатывается, или лежит каплями. "Шестисотка" намокает- воду задерживает только пластик. Простейший тест- капнуть немного воды на лицевую сторону ткани и чуть-чуть подождать- с кордуры вода скатится шариками, а на поверхности 600D образуется влажное пятно. Аналогично эти ткани ведут себя и под дождём.

НИТКИ
Лучше всего для шитья рюкзаков подходят лавсановые (полиэфирные) нитки: они прочны, не гниют, не плавятся в игле на быстроходных машинах, меньше стягивают швы.

МОЛНИИ
Самые хорошие - витые рулонные "молнии" N 5, 8, 10. Литые (т.н. "тракторные") и металлические "молнии" лучше не использовать: они больше подходят для одежды, так как в силу своей конструкции хорошо работают только на прямых местах, а на изогнутых довольно быстро теряют зубья.

ПРЯЖКИ И ПРОЧАЯ ФУРНИТУРА
Сейчас производится великое множество разнообразной как рабочей, так и декоративной фурнитуры. В принципе на рюкзак пришить можно всё, что угодно, но желательно учесть следующие моменты. Пластиковые изделия лучше использовать от известных производителей: лучше всего шведские "Нексус" (Nexus), тем более, что их идеи и решения дружно копируют все остальные. Неплохо себя показала фурнитура от питерских фирм "Апри" и "Снаряжение". У "Снаряжения" пластик похуже, они берут толщиной пряжки там, где другие качеством, но эта фирма- единственная, кто делает пряжки-самосбросы.
Дилемма "металл или пластик?" трудноразрешима в принципе. Известно, что полиамидные пряжки при температуре ниже -15оС теряют до 50% прочности и становятся хрупкими, УФ-излучение на высотах свыше3000-3500 м "съедает" за месяц до 70% процентов их прочности, а стальные воронёные пряжки в сырости просто ржавеют, так что решайте сами для себя.

ЛЕНТЫ И СТРОПЫ
Когда-то пределом мечтаний были силовые парашютные стропы 26/600 (26 мм ширины, 600 кг- усилие на разрыв), либо 25/1000. Народ дружно распарывал парашюты, варил стропу в краске для капрона и шерсти... Сейчас с этим гораздо проще, лент в продаже множество, но учтите следующее. Во-первых, лента должна быть ровной, не перекошенной, т.е. натяжение краёв должно быть одинаковым. Во-вторых, совершенно необходима большая поперечная жёсткость- лента не должна скручиваться, иначе её будет перекашивать в пряжках. А вот излишняя продольная жёсткость даже мешает- затрудняет быструю регулировку, особенно на морозе. Лента должна иметь устойчивые к истиранию края- служить будет дольше. Оптимальная ширина:25-30 мм для силовых лент, оттяжек, боковых стяжек, подвесок для снаряжения и т.п.,40-50 мм для поясов. Ленты шириной 15-20 мм - вещь скорее декоративная, и годятся они для детских игрушечных рюкзачков.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДНА
Дно рюкзака из тезы (это толстый кордовый капрон с двусторонним ПВХ-покрытием- материал для тентов автоприцепов, а также байдарок и катамаранов) лучше всего, но это не обязательно, хотя, конечно, тканевое дно должно быть усилено вторым слоем ткани. Дно из толстой кордуры достаточно надёжно, но очищать его от грязи- задача скорей для людей, рекламирующих какой-нибудь "Фэйри" или "Комет", чем для туристов.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВСТАВОК В ЛЯМКИ, ПОЯСА И СПИНКИ
В простейшем случае достаточно 8-миллиметрового пенополиэтилена ижевского производства (из обычного туристского коврика), иногда добавляется верхний слой из более жёсткой "пенки". Идеальным выбором был бы материал толщиной 10-12 мм из трёх слоев различной жёсткости... Толстые, белые и пушистые лямки очень часто содержат в себе обычный мебельный поролон, он очень приятен сначала, но весьма быстро сминается, а главное то, что поролон- это пенополиуретан так называемого "химического вспенивания", и в массе материала содержатся остатки мономеров и вспенивателей, а они, как правило, весьма неполезны для здоровья.

И НЕБОЛЬШОЕ РЕЗЮМЕ

1) Для походов средней сложности оптимальный рюкзачный материал- авизент: сравнительно недорог, умеренный вес, очень хорошая прочность, вполне приличный внешний вид. Он промокает, но в условиях, например, весьма сырого Западного Кавказа гораздо важнее способность быстро высыхать, а это качество у авизента есть. Рюкзак из кордуры будет служить не хуже.
2) Для крайне экстремальных условий (Арктика, очень высокие горы- то есть там, где мороз надолго, а вес экономится по граммам) выбор однозначен: авизент и стальная фурнитура.
3) Для велорюкзаков (тех, которые едут на багажнике) выбор материала тоже однозначен: только кордура, причём наиболее качественная. Этого требуют условия работы рюкзака: постоянная грязь из-под колес, вибрации, удары, трение об элементы конструкции велосипеда. По этой же причине совершенно неприменим нейлон 600Д: протирается очень быстро, да и швы расползаются от вибрации. Велочехлы лучше делать из оксфорда 420- разумный баланс между прочностью и весом.
4) Теперь о случае, когда внешний вид значит не меньше, чем всё остальное. Если при этом необходима ещё прочность и долговечность, то лучший выбор- кордура! Оксфорд тоже годится; очень грамотно выглядит сочетание оксфорда (на фасаде) и кордуры на более нагруженных местах.
5) "Шестисотка" может использоваться лишь в том случае, когда шьётся нечто такое, что к следующему сезону уже выйдет из моды и выбросить будет совсем не жалко.
Категория: Туризм, Будь готов... ко всему | Просмотров: 1749 | Добавил: Славный-Блог | Теги: поход, туризм, рюкзак | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]