1. Клеенка на стол и пол около стола, на котором все завешивается
2. Электронные весы (с точностью до грамма, а еще лучше - до десятой грамма). Если вы варите меньше 0.5 кг мыла, то весы для взвешивания щелочи ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть с точностью до 0.1 г.
3. Большой жаропрочный стеклянный стакан, емкость для взвешивания щелочи (я пользуюсь одноразовыми пластиковыми емкостями, которые после использования выбрасываю), стеклянная или фарфоровая ложка для завешивания и размешивания щелочи (для размешивания раствора прекрасно подходит медицинский шпатель). Я пользуюсь специальной лабораторной посудой - она химически нейтральна и очень удобна для таких целей.
4. Стеклянная кастрюля с крышкой (можно стальную, но стекло все же химически нейтрально, в отличие от металла, если только это не медицинский сплав)
5. Кастрюля под водяную баню (для горячего способа, о котором я расскажу позже)
6. Лабораторный термометр
7. Блендер (используется только для мыла, для приготовления пищи использовать нельзя).
8. Кофемолка (чтобы размолоть травы, или соль для солевого мыла)
9. ОБЯЗАТЕЛЬНО! Резиновые или латексные перчатки, респиратор (не марлевая повязка, а именно респиратор для работы с химвеществами!), шапочка на голову (бандана, платок), защитные очки.
10. Уксус на случай, если щелочь попадет на кожу (обязательно!)
11. Деревянная ложка для размешивания мыльной массы (я пользуюсь можжевеловой, она наиболее прочная)
12. Емкости для размолотых трав
13. Бумажные салфетки (стирать капли масла)
14. Формы для мыла. Если нет специальной деревянной формы, то ими могут стать силиконовые формы для выпечки, пластиковые банки для пищевых продуктов, баночки от творожков или йоруртов, детские формочки для песочницы, пакеты от сока etc.
15. Пищевая пленка (ее можно класть в форму, чтобы потом было проще вынимать мыло)
16. Вазелиновое масло для смазывания формы (если вы не будете вкладывать в нее пленку)
17. Полотенце
ИНГРЕДИЕНТЫ
Растительные масла, самые разные. Если вам не претит - то и животные жиры, они прекрасно подходят для приготовления мыла, как показывает многовековая история мыловарения. Щелочь (гидроксид натрия, он же едкий натр, он же каустическая сода для твердого мыла, гидроксид калия - для жидкого). ПИЩЕВАЯ И КАЛЬЦИНИРОВАННАЯ СОДА, а также ЖИДКОСТЬ ДЛЯ ПРОЧИСТКИ ТРУБ для изготовления мыла НЕ ПОДХОДЯТ! Щелочь должна быть высокой степени очистки - не меньше, чем ЧДА (то есть, чистая для опытов). Эфирные масла и травы, чтобы ароматизировать мыло, а также придать ему дополнительные свойства. Глины (черная, голубая, зеленая, белая, красная, желтая) - чтобы подкрасить мыло, а также сделать его скрабовым. Эффект скраба и пилинга мылу придают также размолотые растения, размолотые оливковые, абрикосовые или виноградные косточки, нутовая мука, кофе мелкого помола, какао-порошок. Воск (пчелиный или растительные) - они придают мылу дополнительную твердость, а также не дают образоваться на готовом мыле содовому осадку. Вода - я пользуюсь или родниковой, или минеральной. Воду можно заменить отварами, ягодным или овощным соком, молоком - это скажется и на свойствах мыла, и на его цвете. Также можно использовать различные натуральные красители - хлорофилл, спирулину, марену красильную, порошки-экстракты из скорлупы каштана, шкурок черного винограда, коры кампече, сахара, аннато и др.
Каждое масло обладает своими свойствами именно для мыла. Какие-то масла делают мыло твердым, какие-то в больших количествах сделают его мягким, как пластилин, поэтому нужно тщательно выверить состав. Например, кокосовое масло не только делает мыло твердым, но и способствует образованию пушистой крупной "пузырчатой" пенки, благодаря касторовому маслу пенка получается мелкой, нежной и плотной, оливковое масло создаст пенку шелковистую и мелкую, а масло ши превратит мыло в поистине волшебное увлажняющее и смягчающее средство.
Оливковое масло - на мой вкус - лучше всего брать EV, хотя помас (второй холодный отжим, оно как раз на фото) оказался также неплох. Но Extra Virgin - фаворит.
Для каждого масла существует свой коэффициент омыления, поэтому необходимо тщательно рассчитать необходимое количество щелочи и жидкости. Воск также берется в расчет. Раньше это делалось вручную на бумажке, сейчас специально для мыловаров существуют калькуляторы щелочи, благодаря которым расчеты делать просто и быстро. Есть как англоязычные версии, так и русскоязычные.
Также есть понятие "пережиривание" (суперфат (SF) на английских калькуляторах). Это процент неомыляемых жиров, которые не вступят в реакцию со щелочью. Его можно брать в расчет сразу, а можно рассчитывать отдельно, от общей массы масел. Во втором случае масла для пережиривания вводятся перед тем, как мыло закладывается в форму. Обычный процент пережиривания - 5-8, но можно делать и 10, и 13 процентов. Я в некоторых случаях делаю 15 - когда нужно мыло для очень сухой и чувствительной кожи.
Итак, все подготовлено, масла выбраны, щелочь и вода рассчитаны, можно начинать.
Помните - работать нужно в респираторе, резиновых перчатках и защитных очках!
Мыло, участвующее в фотосессии - "Закат в пустыне". Хотя некоторые фото из другого процесса, в силу лучшего качества
Масла: ши (нерафинированное), какао (нерафинированное), кокосовое и касторовое. Пчелиный воск. Щелочной раствор сделан на отваре африканских лекарственных и ароматических растений (описание есть у меня на галерее, если кого-то заинтересовали подробности об этих растениях). Дополнительные компоненты для скрабовой части (они же выполняют и роль красителя): красный сандал, размолотые корни и кора африканских лекарственных и ароматических растений.
Свечи не являются необходимой составляющей процесса, просто я предпочитаю работать, когда горит живой огонь, это создает комфортный энергетический фон.