Главная » 2010 » Август » 1 » Мыло с нуля, холодный способ
20:21
Мыло с нуля, холодный способ
Чтобы сделать мыло, понадобится кое-какое "оборудование" и ингредиенты, без которого этот процесс невозможен. Помещение, где вы варите мыло, должно хорошо проветриваться, все поверхности, емкости, приборы, мерные ложки - быть чистыми, а посуда и приборы, которые используются для мыловарения, не должны применяться для приготовления пищи. Щелочь должна храниться в плотно закрытой банке, в полиэтиленовом пакете, на отдельной полке, в недоступном для детей и домашних животных месте.

И не забывайте: создание мыла, как и любой вещи, сделанной вручную - очень серьезный процесс, в свое творение вы вкладываете все мысли и чувства, которые испытываете во время работы. Поэтому если вы раздражены, злитесь на что-нибудь или испытываете еще что-то не слишком позитивное, или у вас болит голова - сначала приведите в порядок свой внутренний мир и состояние, и только потом приступайте к работе.


ОБОРУДОВАНИЕ
1. Клеенка на стол и пол около стола, на котором все завешивается
2. Электронные весы (с точностью до грамма, а еще лучше - до десятой грамма). Если вы варите меньше 0.5 кг мыла, то весы для взвешивания щелочи ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть с точностью до 0.1 г.
3. Большой жаропрочный стеклянный стакан, емкость для взвешивания щелочи (я пользуюсь одноразовыми пластиковыми емкостями, которые после использования выбрасываю), стеклянная или фарфоровая ложка для завешивания и размешивания щелочи (для размешивания раствора прекрасно подходит медицинский шпатель). Я пользуюсь специальной лабораторной посудой - она химически нейтральна и очень удобна для таких целей.
4. Стеклянная кастрюля с крышкой (можно стальную, но стекло все же химически нейтрально, в отличие от металла, если только это не медицинский сплав)
5. Кастрюля под водяную баню (для горячего способа, о котором я расскажу позже)
6. Лабораторный термометр
7. Блендер (используется только для мыла, для приготовления пищи использовать нельзя).
8. Кофемолка (чтобы размолоть травы, или соль для солевого мыла)
9. ОБЯЗАТЕЛЬНО! Резиновые или латексные перчатки, респиратор (не марлевая повязка, а именно респиратор для работы с химвеществами!), шапочка на голову (бандана, платок), защитные очки.
10. Уксус на случай, если щелочь попадет на кожу (обязательно!)
11. Деревянная ложка для размешивания мыльной массы (я пользуюсь можжевеловой, она наиболее прочная)
12. Емкости для размолотых трав
13. Бумажные салфетки (стирать капли масла)
14. Формы для мыла. Если нет специальной деревянной формы, то ими могут стать силиконовые формы для выпечки, пластиковые банки для пищевых продуктов, баночки от творожков или йоруртов, детские формочки для песочницы, пакеты от сока etc.
15. Пищевая пленка (ее можно класть в форму, чтобы потом было проще вынимать мыло)
16. Вазелиновое масло для смазывания формы (если вы не будете вкладывать в нее пленку)
17. Полотенце

ИНГРЕДИЕНТЫ
Растительные масла, самые разные. Если вам не претит - то и животные жиры, они прекрасно подходят для приготовления мыла, как показывает многовековая история мыловарения. Щелочь (гидроксид натрия, он же едкий натр, он же каустическая сода для твердого мыла, гидроксид калия - для жидкого). ПИЩЕВАЯ И КАЛЬЦИНИРОВАННАЯ СОДА, а также ЖИДКОСТЬ ДЛЯ ПРОЧИСТКИ ТРУБ для изготовления мыла НЕ ПОДХОДЯТ! Щелочь должна быть высокой степени очистки - не меньше, чем ЧДА (то есть, чистая для опытов). Эфирные масла и травы, чтобы ароматизировать мыло, а также придать ему дополнительные свойства. Глины (черная, голубая, зеленая, белая, красная, желтая) - чтобы подкрасить мыло, а также сделать его скрабовым. Эффект скраба и пилинга мылу придают также размолотые растения, размолотые оливковые, абрикосовые или виноградные косточки, нутовая мука, кофе мелкого помола, какао-порошок. Воск (пчелиный или растительные) - они придают мылу дополнительную твердость, а также не дают образоваться на готовом мыле содовому осадку. Вода - я пользуюсь или родниковой, или минеральной. Воду можно заменить отварами, ягодным или овощным соком, молоком - это скажется и на свойствах мыла, и на его цвете. Также можно использовать различные натуральные красители - хлорофилл, спирулину, марену красильную, порошки-экстракты из скорлупы каштана, шкурок черного винограда, коры кампече, сахара, аннато и др.

Каждое масло обладает своими свойствами именно для мыла. Какие-то масла делают мыло твердым, какие-то в больших количествах сделают его мягким, как пластилин, поэтому нужно тщательно выверить состав. Например, кокосовое масло не только делает мыло твердым, но и способствует образованию пушистой крупной "пузырчатой" пенки, благодаря касторовому маслу пенка получается мелкой, нежной и плотной, оливковое масло создаст пенку шелковистую и мелкую, а масло ши превратит мыло в поистине волшебное увлажняющее и смягчающее средство.
Оливковое масло - на мой вкус - лучше всего брать EV, хотя помас (второй холодный отжим, оно как раз на фото) оказался также неплох. Но Extra Virgin - фаворит.
Для каждого масла существует свой коэффициент омыления, поэтому необходимо тщательно рассчитать необходимое количество щелочи и жидкости. Воск также берется в расчет. Раньше это делалось вручную на бумажке, сейчас специально для мыловаров существуют калькуляторы щелочи, благодаря которым расчеты делать просто и быстро. Есть как англоязычные версии, так и русскоязычные.
Также есть понятие "пережиривание" (суперфат (SF) на английских калькуляторах). Это процент неомыляемых жиров, которые не вступят в реакцию со щелочью. Его можно брать в расчет сразу, а можно рассчитывать отдельно, от общей массы масел. Во втором случае масла для пережиривания вводятся перед тем, как мыло закладывается в форму. Обычный процент пережиривания - 5-8, но можно делать и 10, и 13 процентов. Я в некоторых случаях делаю 15 - когда нужно мыло для очень сухой и чувствительной кожи.

Итак, все подготовлено, масла выбраны, щелочь и вода рассчитаны, можно начинать. Помните - работать нужно в респираторе, резиновых перчатках и защитных очках!
Мыло, участвующее в фотосессии - "Закат в пустыне". Хотя некоторые фото из другого процесса, в силу лучшего качества
Масла: ши (нерафинированное), какао (нерафинированное), кокосовое и касторовое. Пчелиный воск. Щелочной раствор сделан на отваре африканских лекарственных и ароматических растений (описание есть у меня на галерее, если кого-то заинтересовали подробности об этих растениях). Дополнительные компоненты для скрабовой части (они же выполняют и роль красителя): красный сандал, размолотые корни и кора африканских лекарственных и ароматических растений.

Свечи не являются необходимой составляющей процесса, просто я предпочитаю работать, когда горит живой огонь, это создает комфортный энергетический фон.


Взвешиваем компоненты. Лучше всего в первую очередь растопить твердые масла и воск, а жидкие масла добавить позже, чтобы охладить массу до нужной температуры.
Масло ши. В данном случае - это нерафинированное масло из Буркина-Фасо.

Воск (пчелиный неотбеленный)


Взвешиваем щелочь и необходимое количество жидкости (воды, молока, отвара трав, сока). Часть жидкости можно предварительно заморозить, чтобы при растворении щелочи раствор был не слишком горячим. Если делать мыло на молоке, то молоко обязательно нужно заморозить, иначе щелочь его сожжет. Удобнее всего сначала сделать щелочной раствор, а пока он будет остывать, подогреть масла до нужной температуры.

Щелочь
Не забывайте о технике безопасности - работайте в перчатках, респираторе, защитных очках и при открытом окне!


Стакан с жидкостью удобнее всего поставить в раковину и постепенно, постоянно помешивая раствор, всыпать щелочь. На этом фото щелочь всыпается в родниковую воду, а не в отвар.
Не наклоняйтесь над стаканом, чтобы щелочные пары не попадали на кожу!
В раковину лучше всего пустить холодную воду, чтобы раствор охлаждался и не вскипел.


Здесь раствор делается на отваре трав. Отвар становится мутным и темнеет, но постепенно, по мере растворения щелочи, станет прозрачнее.


Ставим посуду с твердыми маслами и воском на минимальный огонь (или на водяную баню), чтобы они расплавились до жидкого состояния. Если в мыле присутствует воск, то в случае перегрева масла нужно охлаждать только помешиванием, а не ставить емкость в холодную воду - воск застынет и осядет на стенках, придется снова разогревать масла.


Постепенно твердые масла и воск растапливаются. Если их постоянно помешивать, то процесс пойдет быстрее. Не нужно греть масла до полного растопления, достаточно, чтобы жидкой стала половина или две трети массы. Остаток расплавится уже за счет достигнутой температуры. Когда твердые масла растопились, вливаем жидкие, уже без подогрева.


Замеряем температуру щелочного раствора. Оптимальная температура для смешивания - от 30 до 60 градусов. Масла и щелочной раствор должны быть одной температуры (допустима разница в 1-2 градуса).


Замеряем температуру масел.


Когда одинаковая температура масел и щелочи достигнута, щелочной раствор вливается в масла, которые надо при этом постоянно помешивать.


При вливании щелочного раствора мыльная масса мутнеет. Сначала размешиваем ее ложкой.


А теперь в дело вступает блендер. Перемешивая, надо делать перерыв и мешать какое-то время вручную, чтобы не перегреть блендер и не пропустить момент, когда масса будет готова. Процесс может занять от 5 до 15 минут, в зависимости от объема и состава.


Постепенно масса начинает густеть.


Когда мыло достигнет "стадии следа", можно переставать мешать. "Стадия следа" - это когда мыльная масса, медленно стекая с блендера или ложки (а при очень "плотном" следе масса даже не стекает, а остается на блендере), , оставляет на поверхности нерастекающиеся капли.


Стадия следа. Сейчас самое время ввести желаемые добавки: эфирные масла, травы, глины etc. Эфирные масла смешиваются в отдельном пузырьке, в небольшом количестве базового масла, и слегка подогреваются (совсем немного!). Влив масла, быстро перемешайте мыльную массу блендером, а при очень густом следе лучше промешивать ложкой.


Можно сделать многослойное мыло. Для этого разделите массу на нужное количество частей, одну оставьте без добавок, во вторую добавьте глину одного цвета, в третью - другого (либо травы).


Здесь одна часть мыла без добавок, во вторую добавлен красный сандал, в третью - смесь из размолотых африканских растений и красного сандала. Смешав все с выбранными добавками, выложите мыло слоями в подготовленную форму.


Верхний слой можно сделать узорчатым - вычертив палочкой разнообразные разводы и завитушки.

Выложив мыло в форму, прикройте ее крышкой или закутайте полотенцем. Я обычно подогреваю духовку, выключаю, и ставлю туда завернутое в полотенце мыло - проходить гель (кроме мыла на молоке, его нельзя вводить в гель, молочное мыло лучше убрать в холодное место, чтобы избежать геля).
Этот процесс может занимать несколько часов, мыло становится жидким и сильно нагревается, поэтому будьте осторожны, не тыкайте в массу пальцем
Когда мыло прошло гель, его можно вынуть из духовки и оставить на сутки в форме, твердеть.
Через сутки выньте мыло из формы, разрежьте на куски, разложите на удобной поверхности (я использую большую буковую доску), прикройте чистым полотенцем и оставьте на несколько дней сохнуть. Через несколько дней заверните мыло в  пергамент и оставьте зреть на 4-5 недель. Кастильское мыло, в котором содержание оливкового масла от 70 до 100%, зреет 4-6 месяцев.
Недозревшим мылом, конечно, можно пользоваться, но оно будет очень щелочным и станет сильно сушить кожу - поскольку масла еще не пройдут омыление и в мыле останется непрореагировавшая щелочь. Поэтому лучше подождать, пока процесс завершится, и получить прекрасное нежное натуральное мыло!

"Закат в пустыне"



Помимо холодного существует также горячий способ создания мыла. О нем - в следующий раз )
Категория: Славянство | Просмотров: 1205 | Добавил: Славный-Блог | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]